Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (4.08 Mb) ] | 29.12.2013, 10:37 |
Система
подготовки к ГИА и ЕГЭ по математике: решение задач на смеси, растворы и сплавы Тип урока: урок обобщения систематизации
знаний. Цели урока: 1. Обобщить решение задач на сплавы,
растворы и смеси различными способами. 2. Воспитывать интерес к предмету через
межпредметные связи с химией, обращая внимание на аккуратность,
дисциплинированность и самостоятельность. 3. Развивать устную и письменную речь,
внимание и логическое мышление. Оборудование: ·
компьютер и
проектор; ·
тексты задач
на смеси, растворы и сплавы для решения в классе и дома. Подготовка к уроку: повторение способов решения
задач на смеси и сплавы. Комментарий к уроку: использование презентации
Microsoft Power Point План урока: 1. Оргмомент (сообщение необходимости
решения задач на смеси и сплавы, связь темы урока с КИМами ЕГЭ по математике). 2. Актуализация опорных знаний
(повторение определения процента и концентрации). 3. Закрепление материала (решение задач
на смеси, растворы и сплавы разными способами). 4. Итоги урока. Домашнее задание. Слайд 1: Решение задач на смеси,
растворы и сплавы. Человеку часто приходится смешивать
различные жидкости, порошки, газообразные или твердые вещества, или разбавлять
что-либо водой. Текстовые задачи на смеси, сплавы и растворы входят в различные
сборники заданий по математике ГИА и ЕГЭ. «Закон сохранения объема или массы» Если два сплава (раствора) соединяют в один «новый» сплав (раствор), то V = V1 + V2 – сохраняется объем; m = m1+ m2 – сохраняется масса. Немного теории. Абсолютное содержание вещества в
смеси – это количество вещества, выраженное в единицах измерения (грамм, литр и
др.) Относительное содержание вещества в
смеси – это отношение абсолютного содержания и общей массы (объему) смеси.
Часто относительное содержание вещества в смеси называют концентрацией или
процентным содержанием. Сумма концентраций всех компонентов смеси равна 1. Слайд 2: Задача №1 Смешивают 300г 90%-ного раствора
соли 900г 30%-ного раствора той же соли. Определить содержание соли в
полученном растворе. Слайд 3: Задача №2 Какой раствор получится при
смешивании 300 граммов 50%-ного раствора соли и раствора, в котором 120 граммов
соли составляют 60%? Слайд 4: Имеются сплавы золота и серебра. В одном эти металлы находятся в отношении 2: 3, а в другом в отношении 3: 7. Сколько нужно взять от каждого сплава, чтобы получить 1 кг нового, в котором золото и серебро находились бы в отношении 5: 11? Ответ: 125 г и 875 г. Слайд 5: Имеются два сплава меди со свинцом. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65%. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди? Ответ: 140 г меди и 60 г свинца Слайд 6: Смешали 30%-й раствор
соляной кислоты с 10%-ым раствором и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько
граммов каждого раствора надо было взять? Ответ: 150 г 30% и 450 г 10% раствора Слайд 7: Имеется лом стали двух
сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько нужно взять металла каждого из
этих сортов, чтобы получить140 т стали с содержанием 30% никеля? С использованием графика: Ответ: 100 т и 40 т Слайд 8: Имеется два кислотных
раствора: один 20%, другой 30%. Взяли 0,5 л первого и 1,5 л второго раствора и
образовали новый раствор. Какова концентрация кислоты в новом растворе? Ответ: концентрация кислоты в новом растворе 27,5% Слайд 9: Имеется руда из двух пластов с содержанием меди 6% и 11%. Сколько «бедной» руды надо взять, чтобы получить при смешивании с «богатой» 20 т руды с содержанием меди 8%? Ответ: 12т руды с 6% содержанием
меди Слайд 10: Старинный способ
решения задач на смешивание двух веществ У некоторого человека были на
продажу масла двух сортов: одно ценою 10 гривен за ведро, другое же 6 гривен за
ведро. Захотелось ему сделать из этих двух масел, смешав их, масло ценою 7
гривен за ведро. Какие части этих двух масел нужно взять, чтобы получить ведро
масла ценою 7 гривен? Из схемы делаем заключение, что
дешевого масла нужно взять втрое больше, чем дорогого, т.е. для получения
одного ведра ценою 7 гривен нужно взять дорогого масла 1/4 ведра, а дешевого
масла 3/4. Слайд 11: Способ Л.Ф. Магницкого
для трех веществ Некто имеет чай трех сортов –
цейлонский по 5 гривен за фунт, индийский по 8 гривен за фунт и китайский по 12
гривен за фунт. В каких долях нужно смешать эти сорта, чтобы получить чай
стоимостью 6 гривен за фунт? Взять 6+2=8 частей чая ценой по 5
гривен и по одной части ценой 8 гривен и 12 гривен за один фунт. Возьмем 8/10
фунта чая ценой по 5 гривен за фунт и по1/10 фунта чая ценой 8 и 12 гривен за
фунт, то получим 1 фунт чая ценой 8/10*5 + 1/10*8 + 1/10*12 = 6 гривен Слайд 12: Сплавили два слитка серебра: 75 г 600-й и 150 г 864-й пробы. Определить пробу сплава. Ответ: сплав 776-й пробы. Слайд 13: «Правило креста» При решении задач на смешивание
растворов разных концентраций используется «правило креста». В точке
пересечения двух прямых обозначают концентрацию смеси. У концов этих прямых
слева от точки пересечения указывают концентрации составных частей смеси, а
справа – разности концентраций смеси и ее составных частей: Например, для приготовления 30 г
80%-го раствора H3PO4 требуется взять 20 г 90%-го и 10 г 60%-го растворов
кислоты. Слайд 14: От двух кусков сплава с массами 3 кг и 2 кг и с концентрацией меди 0,6 и 0,8 отрезали по куску равной массы. Каждый из отрезанных кусков сплавлен с остатком другого куска, после чего концентрация меди в обоих сплавах стала одинаковой. Какова масса каждого из отрезанных кусков? Ответ: 1,2 кг Слайд 15: Латунь – сплав меди и
цинка. Кусок латуни содержит меди на 11 кг больше, чем цинка. Этот кусок латуни
сплавили с 12 кг меди и получили латунь, в котором 75% меди. Сколько
килограммов меди было в куске латуни первоначально? Обозначим искомую величину за х.
Тогда масса первоначального куска латуни 2х – 11, а его содержание меди составляет Слайд 16: В бидон налили 4л молока
трехпроцентной жирности и 6л молока шестипроцентной жирности. Сколько процентов
составляет жирность молока в бидоне? Обозначим искомую величину за х. По правилу квадрата получим:
Составим пропорцию: Слайд 17: Тренировочные
варианты ЕГЭ - 2009 и задачи на смеси и сплавы (для самостоятельной работы) 1. Сплавили 2кг сплава цинка и меди,
содержащего 20% цинка, и 6кг сплава цинка и меди, содержащего 40% цинка.
Найдите процентную концентрацию меди в получившемся сплаве. Ответ: 65% меди в
новом сплаве. 2. Для приготовления маринада
необходим 2%-ый раствор уксуса. Сколько нужно добавить воды в 100г 9%-го
раствора уксуса, чтобы получить раствор для маринада? Ответ: 350 г воды Слайд 18: «Только из
союза двоих, работающих вместе и при помощи друг друга, рождаются великие
вещи». При единении и малое растет, при
раздоре и величайшее распадается. Домашнее задание: Морская вода содержит 5% соли по
массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы
концентрация соли составляла 1,5%? | |
Просмотров: 2659 | Загрузок: 110 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||